Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Выступление председателя Общественной палаты Югры В.И. Денисова на II Форуме общественных объединений


В.И. Денисов
Председатель Общественной палаты
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Уважаемые делегаты!

Сегодня мы снова собрались, чтобы продолжить дискуссию по развитию институтов гражданского общества Югры. Два года назад, 27 ноября 2007 года, в этом же зале прошел Первый Форум общественных объединений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Период между ними отмечен мировым финансово-экономическим кризисом, существенно затронувшим интересы населения в России, в том числе спадом экономического развития и, как следствие, ростом безработицы, сокращением социальных программ.

В этих сложных условиях Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры не только не сократило финансирование социальных программ, но и нашло возможности для их усиления, применив действенные эффективные антикризисные меры.

В принятой участниками Первого Форума Резолюции были выдвинуты конкретные предложения в основном по дальнейшему развитию гражданского общества Югры. Уважаемые друзья, я не буду отчитываться по каждому пункту Резолюции Первого Форума общественных объединений Югры, так как каждый из них исходит один из другого, а в целом они представляют механизм совершенствования институтов третьего сектора. Позвольте кратко доложить Вам обобщенные итоги их исполнения.

Мне думается, что самый главный и сложный вопрос отражен в п.п. 3 I раздела Резолюции — развивать социальную активность и гражданскую ответственность граждан.

Что сделала Общественная палата Югры в этом направлении? Общественная палата Югры подавляющее большинство своих мероприятий проводит с выездом в муниципальные образования, в том числе сельские и городские поселения: общественные слушания, круглые столы, конференции, диалоги с властью, куда приглашаются представители общественных объединений, органов государственной и муниципальной власти, рабочих коллективов, представители бизнеса, местные жители, которые становятся участниками дискуссий по актуальным проблемам социального, экономического развития, продовольственной и экологической безопасности, коренных малочисленных народов Севера, духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и по многим другим темам. Членами Общественной палаты Югры даются консультации, разъяснения организационного, информационного, методического характера. Рассматриваются устные обращения граждан по различным проблемам. Нередко ряд обращений принимается к исполнению представителями муниципальных органов власти непосредственно на проводимых мероприятиях. Интервью, выступления в местных СМИ.

Члены Общественной палаты Югры систематически проводят прием граждан, рассмотрение их письменных обращений. За 3 года ее работы рассмотрено свыше 1700 обращений граждан, примерно столько же граждан принято на личном приеме. Фактически, эти цифры кратно больше, так как члены Общественной палаты далеко не всегда направляют в аппарат Общественной палаты сведения о работе с обращениями граждан, о личном приеме. Эта работа проводится в координации с общественными приемными Губернатора в муниципальных образованиях.
Во взаимодействии с общественными объединениями, участниками Первого форума, органами муниципальной власти районов и городских округов были сформированы общественные Советы во всех муниципальных образованиях, и этот процесс пошел глубже. Общественные Советы создаются уже в городских, сельских муниципальных поселениях. Мы обращаемся к руководителям муниципальных образований активно содействовать этому процессу.

Помимо общественных Советов в муниципальных образованиях создана и действует широкая сеть различных общественных координационных, консультативных Советов узкой направленности, в частности, по межэтническим, межконфессиональным вопросам, по контролю за оборотом наркотиков, профилактике правонарушений и т.д. и т.п.
Общественные Советы формируются при департаментах Правительства Югры, в ряде из них они уже созданы.

Молодежная общественная палата при Думе ХМАО-Югры давно и активно включилась в процесс формирования молодежных общественных институтов, проводит большое число интересных мероприятий различной тематики.

Постепенно формируются и органы общественного самоуправления непосредственно гражданами, для выполнения каких-либо задач локального, временного характера, в частности, для выполнения работ местного значения, добровольческие, волонтерские движения.

Начался процесс формирования ДНД для содействия органам милиции по охране правопорядка.

В рамках реформирования ЖКХ в регионе созданы, при активном содействии Общественной палаты Югры, 390 ТСЖ (товариществ собственников жилья), где граждане управляют собственным жильем, непосредственно назначая доверенных управляющих из жильцов. Конечно, этого недостаточно, но на это есть объективные причины.

Активно проявляют себя Торгово-промышленная палата Югры, Фонд поддержки предпринимательства автономного округа в формировании общественных организаций в предпринимательской среде, мотивируя их на активную поддержку в сфере социальной политики.

Ряд общественных организаций родственных направлений для усиления своей деятельности объединяются в ассоциации. В этом им помогает организационно и методически Общественная палата Югры. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании еще ряда ассоциаций.

Традиционно активную деятельность в строительстве гражданского общества в Югре, в развитии социальной активности и гражданской ответственности граждан проводят: профсоюзы; ассоциация многочисленных женских организаций, спектр деятельности которых чрезвычайно широк; молодежные, ветеранские объединения; организации, работающие в сферах здравоохранения, образования, культуры. Кроме того, представители общественности Югры участвуют в работе многочисленных общественных мероприятий на выезде в других регионах. Уважаемые коллеги, в работе Первого Форума приняли участие делегаты от 180 организаций, а во Втором Форуме в 2 раза больше. Принять участие в его работе было значительно больше желающих, но технические возможности не позволили этого сделать.

Чтобы закончить этот раздел, необходимо отметить одну реальность.
Решающее влияние на формирование и развитие институтов гражданского общества Югры, социальной и гражданской активности населения оказывают органы власти Югры. Именно власть создает для этого условия, хотя покритиковать и поругать ее стремятся все, даже ленивые. Посмотрите, в округе проводится ежегодно большое число мероприятий разнообразной тематики регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровней, и во всех этих мероприятиях, как правило, принимают активное участие представители общественного сектора.
Общественная палата Российской Федерации, совместно с рядом центров и фондов, провела в текущем году мониторинг на тему: « Активность в формировании и развитии институтов гражданского общества в субъектах федерации и степень участия в этом граждан». Низкий, средний и высокий уровень ответственности (по этим трем параметрам оценивались данные исследования).

Наш округ в числе только трех субъектов Федерации, Москвы и Санкт-Петербурга, оказался в номинации высокого уровня активности общественного сектора.
Второй круг вопросов Резолюции Первого Форума общественных объединений Югры касается финансовых проблем третьего сектора. Сравнительно недавно особых проблем с этим не было. Бюджетный кодекс позволял всем уровням властей напрямую финансировать общественные организации. Затем, Бюджетным кодексом РФ был введен новый порядок: грантовая поддержка через конкурсы. Как показала практика, этот порядок оказался малоэффективным. Финансовые вливания, довольно ощутимые, Президента РФ не оказали своего решающего влияния на улучшение финансирования НКО. Закон «О целевом капитале по поддержке НКО в Российской Федерации» так и не заработал, так как нет механизма исполнения.
Поэтому, уважаемые друзья, Общественной палате Югры не удалось данный вопрос довести до логического завершения, хотя соответствующие нормативно-правовые акты Общественной палатой были разработаны.

Последние два года вопросы финансирования третьего сектора стояли очень остро.

Правительство Югры нашло выход из этой ситуации. Постановлением № 88-п от 22.04.2009 года утверждена стратегия «Социальное партнерство в ХМАО-Югре»,    главная    цель    которой    —    объединение    ресурсов   для улучшения качества жизни граждан, создания новых форм сотрудничества для устойчивого развития региона. В настоящее время разработан проект постановления Правительства Югры «О предоставлении субсидий общественным организациям». Более подробно об их сути и механизме исполнения расскажет Вам председатель комиссии по социальной политике В.В. Заболотский.

Некоторые пункты я упустил, в частности, «О подготовке кадров для общественных организаций», о формировании грантовых фондов по поддержке общественных объединений Вам расскажут другие члены Общественной палаты в своих выступлениях.
А теперь позвольте остановиться на ряде, по мнению членов Общественной палаты Югры, ключевых проблем, на которых может быть сфокусировано внимание общественности, и где можно добиться серьезных успехов.

Общественность Югры способна оказать решающее влияние на формирование здорового образа жизни; отказ от курения, алкоголя, наркотиков и других вредных привычек, и не кивать на молодое подрастающее поколение, а начать с себя.

Когда-то надо дать себе лично оценку, а являюсь ли я примером для своих детей, как я могу говорить о вреде курения, алкоголя, если сам этому подвержен. Кому-то это может показаться смешным, но вдумайтесь в эту проблему, наши дети, хотим мы этого, не хотим, но они копируют своих родителей, и это факт!
Межэтническое и межконфессиональное сотрудничество или иначе -гражданское согласие, кстати, именно под этим девизом прошел первый Форум.
Россия — страна многонациональная, многоконфессиональная, и, к сожалению, элементы ксенофобии имеют место. Конфликты могут иметь разную мотивацию. В нашем округе этой проблеме, надо сказать, уделяется самое пристальное внимание и окружными, и муниципальными властями, и общественностью. Но этого недостаточно. К сожалению, федеральные законы «О гражданстве», «О миграционной политике» уже не в состоянии в полной мере регулировать реально сложившиеся общественные отношения в этой сфере. Идет слабо контролируемый массовый поток мигрантов, законодательство не унифицирует их по образованию, профессии, возрасту, мотивации приезда. Все это оказывает серьезное негативное влияние и на правопорядок (криминальную ситуацию).

Русского языка, культуры, истории мигранты не знают, что, безусловно, осложняет ассимилирование даже тех мигрантов, которые хотели бы остаться на постоянное место жительства.
Думается, что для них надо создавать курсы по изучению языка, культуры, традиций, обычаев, истории страны пребывания. Создавать более благоприятные условия для тех, кто хочет всем этим овладеть, либо овладел, в частности, отдавать преимущество при трудоустройстве, предоставление детских садов, жилья и т.п. Все это в области обсуждения. Для этого есть специалисты.
Возможно и создание печатного СМИ, новостей с Родины, рубрики на голубом экране и т.д. и т.п.

И третье направление, а скорее, первое — это духовно-нравственное воспитание, и опять же не подрастающего и молодого поколения, а всего населения. Воспитание в себе желания и стремления глубже изучить родной язык, культуру, литературу, историю, воспитание терпимости, уважения к старшим, окружающим, представителям других этносов и национальностей, вероисповеданий.

Безусловно, эти вопросы требуют глубокого изучения и разработки концепций, программ. По указанным проблемам Правительством округа разработаны, либо разрабатываются соответствующие концепции, программы. Выполняется эта работа и в муниципальных образованиях. Общественности нужно всемерно содействовать властям в их выполнении, ставить новые задачи и ориентиры.

В автономном округе создана солидная сеть высшей школы, научно-исследовательских учреждений, вместе с тем очевидна нехватка экспертно-исследовательской базы. Известно, что практически все программы социально-экономического развития округа, его территорий  разрабатываются где угодно, только не в Югре, помимо того, что за все это платятся большие деньги, не загружается, либо слабо загружается собственный научно-исследовательский потенциал. Явно не хватает глубоких аналитических исследований социума, в частности, институтов гражданского общества, проведение экспертизы нормативно-правовой базы. Публичные экспертные площадки заменить такие учреждения не в состоянии. Это можно сделать в различной организационно-правовой форме, в частности, на базе комитета по социально-политическому анализу и связям: общественностью, при вузах, либо создать некоммерческие автономные учреждения с такими функциями.

Югра — один из ключевых регионов страны — работает не только на себя, но и фактически на всю Россию. Здесь создаются условия для достойного проживания граждан. Округ привлекателен по многим параметрам. И власть, и общество в тесном сотрудничестве и впредь будут работать над улучшением условий жизни, решением и воплощением в реальность запросов граждан в творчестве, образовании, здравоохранении, духовно-нравственном развитии.

Судьба Югры — судьба России, Мы за то, чтобы все достойно жили!

Спасибо за внимание.

Опубликовано: 20.02.2017 17:18 Обновлено: 20.02.2017 17:43