Заседание Комиссии Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по социальной политики, трудовым отношениям и качеству жизни граждан (30.09.)
№ | Содержание рекомендации | Ответственный исполнитель | Срок исполнения | Ход исполнения |
---|---|---|---|---|
1. | - пересмотреть систему подготовки и обучения специалистов путем, внесения обязательных блоков сопровождения практической супервизией специалистов реализующих индивидуальное комплексное сопровождение детей и людей с ментальной инвалидностью, в том числе с РАС в течение первого года после теоритического обучения. - проанализировать психологическую готовность медицинского персонала к приему детей и людей с инвалидностью, в том числе с РАС. - организовать обучение персонала на предмет особенностей ведения приема и диагностирования детей и людей с ментальной инвалидностью, в том числе с РАС с привлечением практикующих специалистов в данной области. - обеспечить системный доступ к медицинскому обследованию и лечению инвалидов, особенно в части функциональной диагностики, в том числе в рамках ранней помощи для выявления группы риска вышеуказанной группы людей. - с привлечением представителей общественных организаций инвалидов, принять участие в актуализации проекта Концепции комплексной реабилитации- абилитации инвалидов, в том числе детей- инвалидов, в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре. |
Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | до 31 октября 2020 года до 31 декабря 2020 года | Ответ Департамента здравоохранения Югры. В соответствии с пунктом 2.1. протокола заседания Комиссии Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан от 30.09.2020 № (СОЦ) -3/20 сообщаю следующее. Депздравом Югры в установленном порядке согласован проект Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года, организована работа по актуализации проекта концепции комплексной реабилитации, абилитации и комплексного сопровождения инвалидов (детей-инвалидов) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – концепция) в части компетенции. При этом сообщаю, что предложения в концепцию формируются в том числе с учетом положений приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых», от 23 октября 2019 года № 878н «Об утверждении Порядка 2 организации медицинской реабилитации детей», вступающих в силу с 1 января 2021 года, а также приказов Депздрава Югры об организации медицинской реабилитации взрослого и детского населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Дополнительно информирую, что Депздравом Югры назначен ответственный специалист, осуществляющий координацию работы над проектом концепции и дальнейший контроль за реализацией концепции в части компетенции. Ответ Департамента здравоохранения Югры. В соответствии с пунктом 2.1. протокола заседания Комиссии Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан от 30.09.2020 № (СОЦ) -3/20 сообщаю следующее. Депздравом Югры в установленном порядке согласован проект Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года, организована работа по актуализации проекта концепции комплексной реабилитации, абилитации и комплексного сопровождения инвалидов (детей-инвалидов) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – концепция) в части компетенции. При этом сообщаю, что предложения в концепцию формируются в том числе с учетом положений приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых», от 23 октября 2019 года № 878н «Об утверждении Порядка 2 организации медицинской реабилитации детей», вступающих в силу с 1 января 2021 года, а также приказов Депздрава Югры об организации медицинской реабилитации взрослого и детского населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Дополнительно информирую, что Депздравом Югры назначен ответственный специалист, осуществляющий координацию работы над проектом концепции и дальнейший контроль за реализацией концепции в части компетенции. |
2. | - пересмотреть систему подготовки и обучения специалистов путем, внесения обязательных блоков сопровождения практической супервизией специалистов реализующих индивидуальное комплексное сопровождение детей и людей с ментальной инвалидностью, в том числе с РАС в течение первого года после теоритического обучения. - проработать и обновить механизмы работы психолого-медико-педагогических комиссий автономного округа, включающих психолого-педагогические консилиумы образовательных учреждений, психолого-медико-педагогические комиссии муниципального уровня, центральной психолого-медико-педагогической комиссии, в части обучения соответствующего кадрового ресурса (специалистов для консилиумов) в государственных комиссиях новым стандартам комплексного обследования детей с РАС и другими ментальными нарушениями. - обеспечить предоставления тьютора в рамках дошкольного и школьного обучения учащимся с ОВЗ, имеющим заключение РАС или другие ментальные нарушения один к одному (учащийся - тьютор) с организацией доступной психологической средой в лице педагогического персонала образовательных учреждений округа. - Организовать системную работу с молодежью из числа инвалидов. Сформировать нормативную базу по вопросам молодежной политики, с учетом включения молодых инвалидов. - с привлечением представителей общественных организаций инвалидов, принять участие в актуализации проекта Концепции комплексной реабилитации- абилитации инвалидов, в том числе детей- инвалидов, в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре. |
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | до 31 октября 2020 года до 31 декабря 2020 года до 1 декабря 2020 года до 1 марта 2021 года до 31 декабря 2020 года. | Информация во исполнение пункта 1.3.1 Протокола заседания комиссии Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан от 30 сентября 2020 года № (СОЦ)-3/20 Пункт 1.3.1. Рекомендовать Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поработать и обновить механизмы работы психолого-медико-педагогических комиссий автономного округа, включающих психолого-педагогические консилиумы образовательных организаций, психолого-медико-педагогические комиссии муниципального уровня, центральной психолого-медико-педагогической комиссии, в части обучения соответствующего кадрового ресурса (специалистов для консилиумов) в государственных комиссиях новым стандартам комплексного обследования детей с РАС и другими ментальными нарушениями. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) регламентирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Работа психолого-педагогического консилиума образовательной организации осуществляется в соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 года № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации». В целях своевременного выявления детей с особенностями в развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций в автономном округе функционируют трёхуровневая система ПМПК: 1-й уровень - психолого-педагогические консилиумы образовательных организаций; 2-й уровень - психолого-медико-педагогические комиссии муниципального уровня (территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (ТПМПК); 3-й уровень - центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК). Психолого-педагогические консилиумы созданы на базе каждой образовательной организации, расположенной на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Обучение специалистов ПМПК в целях обновления теоретических и практических знаний, совершенствования навыков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.2 ч.5 ст.47). По результатам мониторинга, проведенного Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округу – Югры, в части обучения специалистов ПМПК и психолого-педагогических консилиумов установлено, что 75 % специалистов территориальных ПМПК прошли курсы повышения квалификации за два года, их них 38 % по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, до конца 2020 года курсы повышения квалификации завершат ещё 35 человек. Также за последние два года курсы повышения квалификации прошли 65 % специалистов психолого-педагогических консилиумов, из них 25 % по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Обучение специалистов центральной, территориальных ПМПК и психолого-педагогических консилиумов, в том числе по вопросам образования детей с расстройствами аутистического спектра, осуществляется на базе федеральных и региональных образовательных организаций, основные из них: АНО «Институт прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий» по теме «Прикладной анализ поведения (АВА-терапия) в профессиональной деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов» (108 часов); ООО «Институт инновационных технологий» по теме «Алгоритмизация и содержание деятельности педагога-психолога в рамках территориальной психолого-медико-педагогической комиссии» (108 часов); АНО ДПО «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения», г. Москва, по теме ««Алгоритмизация и содержание деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума» (108 часов); ООО «Центр непрерывного образования и инноваций», г. Санкт-Петербург, по теме «Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья: подходы к созданию специальных условий образовательной деятельности» (72 часа) АНО «Академия дополнительного профессионального образования», г. Курган, по теме «Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования» (144 часа); НОЧУ ВО «Международный институт информатики, управления, экономики и права», г. Москва, по теме «Инновационные методы обучения и развития детей с РАС» (72 часа); Институт дополнительного образования по дополнительной профессиональной программе, г. Уфа, по теме «Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в условиях реализации ФГОС ДО» (72 часа); АНО ДПО «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки «Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования» (144 часа); ООО «Центр развивающих игр и методик», г. Санкт-Петербург, по теме «Ранний детский аутизм. Методика коррекционного воздействия» (72 часа); ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» по теме ««Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (72 часа); АУ ДПО «Институт развития образования ХМАО-Югры» по теме «Реализация ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, в условиях общего и специального образования» (72 часа); Московская академия профессиональных компетенций, г. Москва, по теме «Профессиональная деятельность педагога-психолога. Психологическое проектирование процесса обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональными требованиями к должности «педагога-психолога» (72 часа); АНО ПО «Образовательный центр «Сова», г. Ханты-Мансийск, по теме «Применение технологий коррекционного воздействия на детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» (72 часа); ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург, по теме «Тифлопедагогическое сопровождение слепых и слабовидящих обучающихся в образовательном процессе» (72 часа); БУВО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, по теме «Психолого-педагогические технологии работы с детьми с РАС» (72 часа); БУВО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по теме «Современные технологии воспитания и обучения детей с РАС» (72 часа); ФГБНУ «ИКП РАО», г. Москва, по теме «Детский аутизм и РАС: диагностика и коррекционная помощь» (72 часа). Университет профессиональной переподготовки и повышения и квалификации, г. Красноярск, по теме «Образование и сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» (72 часа); ООО Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний», г. Красноярск, по теме «Коррекционная работа с детьми ОВЗ, имеющих расстройство аутистического спектра» (72 часа); АНМЦ «Развитие и коррекция» по дополнительной профессиональной образовательной программе, г. Москва, по теме «Технологии работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях инклюзивного образования» (72 часа); Учебный центр «Инфоурок» г. Смоленск, по теме «Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройство аутичного спектра в условиях реализации ФГОС ДО» (108 часов); АНО ДПО «УрИПКиП» г. Пермь, по теме «Воспитание и обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации ФГОС» (144 часов) и т.д. Также в 2020 году в целях совершенствования механизмов работы ПМПК автономным учреждением дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (далее - АУ «ИРО») проведены семинары по темам: «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на пороге нового десятилетия: перезагрузка ПМПК в рамках работы «Автоматизированная информационная система «ПМПК» (113 участников), в рамках которого были рассмотрены актуальные вопросы деятельности ПМПК на современном этапе, «Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с современными требованиями» (77 участников), в рамках которого осуществлена координация и организационно-методическое сопровождение деятельности территориальных ПМПК. На сайте АУ «ИРО» организована диалоговая площадка по актуальным вопросам, касающимся деятельности ПМПК, в которой приняли участие 657 специалистов территориальных ПМПК и психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций. Разработаны: методические рекомендации, содержащие примерные заключения ПМПК, учитывающие различные нозологические особенности несовершеннолетних; методические рекомендации по оказанию комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Показатели по оказанию комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Информация во исполнение пункта 1.3.2 Протокола № (СОЦ)-3/20 заседания комиссии Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по социальной политики, трудовым отношениям и качеству жизни граждан от 30 сентября 2020 года Пункт 1.3.2. Обеспечить предоставление тьютора в рамках дошкольного и школьного обучения учащимся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), имеющим заключение РАС или другие ментальные нарушения один к одному (учащийся - тьютор) с организацией доступной психологической средой в лице педагогического персонала образовательных учреждений округа. Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ, в том числе имеющих расстройства аутистического спектра (далее - РАС), регламентируется статьей 79 Федерального от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании). В соответствии с указанной статьей Закона об образовании обучающимся с ОВЗ образовательными организациями создаются специальные условия на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и письменного согласия (заявления) родителей (законных представителей) обучающихся. Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора. Расчет штатных единиц тьютора, а также ассистента (помощника) определяется: в соответствии с пунктом 21 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 (из расчета по одной штатной единице на каждых 1-5 обучающихся с ОВЗ); в соответствии с пунктом 32 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 (из расчета по одной штатной единице на каждых 1-6 обучающихся с ОВЗ). Указанная норма также предусмотрена пунктом 38 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 года № 442, действие которого вступает в силу с 1 января 2021 года. Должность тьютора вводится в штатное расписание руководителем образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, по рекомендации ПМПК либо по решению психолого - педагогического консилиума образовательной организации, на период адаптации обучающегося в образовательной организации, на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год), на постоянной основе, но в обязательном порядке учитываются психофизические возможности каждого ребенка с ОВЗ, в том числе с РАС. В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 7 февраля 2020 года № ВБ-234/07 основанием ПМПК для назначения ассистента (помощника) является необходимость в организации индивидуальной технической помощи по преодолению препятствий в части передвижения по образовательной организации, использования технических средств реабилитации, оказания помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания), для назначения тьютора необходимость в организации педагогического сопровождения реализации индивидуальных образовательных маршрутов. По квалификационной характеристике по должности «Тьютор», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н, должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников и соответствует профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания» (приказ Министерства труда России от 10 января 2017 года № 10н). Должность ассистента (помощника) не относится к должностям педагогических работников и соответствует профессиональному стандарту «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» (приказ Министерства труда России от 12 апреля 2017 года № 351н). В соответствии с мониторингом состояния образования обучающихся с РАС в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2020 год, проведенным Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Департамент) по состоянию на 20 ноября 2020 года, численность детей с РАС, получающих сопровождение тьютора, составляет 183 человека, сопровождение ассистента - 18 человек, что соответствует 100 % от потребности в указанных услугах. В настоящее время по поручению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (п.4.9 протокола заседания Совета по делам инвалидов при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 ноября 2020 года № 1) Департаментом совместно с Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департаментом социального развития проводится работа по разработке механизма трудоустройства на свободные рабочие места (вакансии), созданные (выделенные) в учреждениях образования и социального обслуживания по профессиям «ассистент (помощник)», «тьютор» из лиц родительской общественности. |
3. | - пересмотреть систему подготовки и обучения специалистов путем, внесения обязательных блоков сопровождения практической супервизией специалистов реализующих индивидуальное комплексное сопровождение детей и людей с ментальной инвалидностью, в том числе с РАС в течение первого года после теоритического обучения. - с привлечением представителей общественных организаций инвалидов, принять участие в актуализации проекта Концепции комплексной реабилитации- абилитации инвалидов, в том числе детей- инвалидов, в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре. |
Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | до 31 октября 2020 года до 31 декабря 2020 года. | |
4. | - пересмотреть систему подготовки и обучения специалистов путем, внесения обязательных блоков сопровождения практической супервизией специалистов реализующих индивидуальное комплексное сопровождение детей и людей с ментальной инвалидностью, в том числе с РАС в течение первого года после теоритического обучения. - с привлечением представителей общественных организаций инвалидов, принять участие в актуализации проекта Концепции комплексной реабилитации- абилитации инвалидов, в том числе детей- инвалидов, в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре. - внести на утверждение в Правительство ХМАО проект Концепции комплексной реабилитации- абилитации инвалидов, в том числе детей- инвалидов, в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре. |
Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | до 31 октября 2020 года до 31 декабря 2020 года. до 1 апреля 2021 года. | |
5. | - пересмотреть систему подготовки и обучения специалистов путем, внесения обязательных блоков сопровождения практической супервизией специалистов реализующих индивидуальное комплексное сопровождение детей и людей с ментальной инвалидностью, в том числе с РАС в течение первого года после теоритического обучения. - с привлечением представителей общественных организаций инвалидов, принять участие в актуализации проекта Концепции комплексной реабилитации- абилитации инвалидов, в том числе детей- инвалидов, в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре. |
Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | до 31 октября 2020 года до 31 декабря 2020 года. |